18 Сентября, 2018 Полезные статьи

Регистрация торговой марки. О чем следует знать

Торговая марка – это и лицо бизнеса, и актив, который так же как недвижимость или ценные бумаги может подвергаться нападениям недобросовестных конкурентов или рейдеров. Не следует недооценивать риски пренебрежительного отношения к вопросам регистрации торговой марки.

Также следует знать, что именно следует делать от начала регистрации торговой марки, чтобы предупредить любые возможные посягательства на ваш бренд.

Давайте начнем с того, что такое торговая марка вообще.

Общая терминология

Итак, в переводе с английского, «trade mark» – это общеизвестный международный термин для обозначения торговой марки, независимо от ее вида.

Товарный знак – это знак (торговая марка) для маркировки товаров. Этот термин происходит из России, в частности по закону, который так и называется “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”.

Знак для товаров и торговая марка – это термины украинского законодательства, в первую очередь Гражданского Кодекса Украины. Торговая марка (или знак для товаров и услуг) – обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц.

Также можно услышать и термин «логотип». Это графическое исполнение торговой марки. Логотип, который и представляет собой графическое изображение торговой марки, может иметь словесную и изобразительную части.

Логотип становится торговой маркой только после того, как его подали на регистрацию в качестве торговой марки, он прошел соответствующую экспертизу и был зарегистрирован как знак для товаров и услуг (как торговая марка). Бренд – это та же торговая марка, которая уже получила высокую популярность и пользуется среди потребителей определенной репутацией, простыми словами, – раскрученная торговая марка.

Объектом знака может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, в том числе собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и комбинации цветов, а также любая комбинация таких обозначений.

Правовая охрана предоставляется знаку, который не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали и на который не распространяются основания для отказа в предоставлении правовой охраны, установленные статьей 6 Закона Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг”.

Среди торговых марок чаще всего можно выделить словесные, изобразительные и комбинированные (содержащие одновременно и словесную и изобразительную части). Они также могут быть как цветными, так и черно-белыми. Торговая марка охраняется территориально и может быть зарегистрирована физическими или юридическими лицами только под определенные товары и/или услуги.

На сегодняшний день из-за постоянного развития информационных технологий получение большей маржи от продажи товаров (или оказания услуг) находится в прямой зависимости от популярности знака, который этот товар (услуга) удостоверяет, его общей узнаваемости, осведомленности о нем широкого круга лиц.

Регистрация торговой марки: пошаговая инструкция

Предлагаю детально разобраться непосредственно в процессе регистрации торговой марки и в шагах, которые следует предпринять, чтобы получить свидетельство о регистрации.

Владельцем торговой марки может быть как минимум один человек. Для регистрации торговой марки необходимо представить:

  • данные о заявителе (физическое или юридическое лицо, резидента или нерезидента);
  • информацию о доверенном лице, если заявка подается через представителя, и доверенность на этого представителя;
  • само обозначение, которое должно быть пригодным для регистрации, уникальным и иметь различительную способность;
  • определение цветов, как отличительного признака;
  • перечень товаров и услуг, которые должен защищать зарегистрированный знак, сгруппированный по классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), от одного класса;
  • само описание знака, который имеет словесный признак, его образцы размером 8*8 см, а также документ, подтверждающий оплату сбора за подачу и рассмотрение заявки.

Если на регистрацию подается торговая марка в черно-белом цвете, изображение подается в 5-ти экземплярах, а если цветная – в 10 экземплярах.

Подать указанные документы можно либо лично, либо по почте с описью Государственного предприятия «Украинский институт интеллектуальной собственности (УКРПАТЕНТ). По результатам подачи заявки, заявитель получает соответствующую расписку о принятии.

Порядком уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2004 г. N 1716, предусмотрено, что за подачу заявления на знак одним заявителем в одном классе МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг) оплачивается 1000 грн, дополнительно за каждый последующий класс МКТУ свыше одного, номер которого указан в заявке – 1000 грн, дополнительно за подачу в заявке цветного изображения – 500 грн.

Если заявка подается от нескольких заявителей, то сбор возрастет на 30%. Кроме того, указанным Порядком предусмотрены и другие сборы, которые необходимо платить за дополнительные действия в определенных случаях, в частности, за внесение изменений в заявки, восстановление срока оплаты сбора за выдачу Свидетельства и тому подобное.

Вышеупомянутый Международный классификатор товаров и услуг – это особый перечень категорий всех товаров и услуг, которые производятся, предоставляются или могут быть произведены, предоставлены в любой стране мира. Так, все существующие и пока несуществующие продукты собраны в определенные группы в МКТУ по наиболее явным признакам и свойствам. Такая классификация довольно неточна и допускает возможность отнести конкретный товар сразу к нескольким классам.

При условии, что оплата осуществлена ​​правильно, все верно заполнено и подано, по указанному в заявлении адресу, заявителю поступит сообщение от УКРПАТЕНТа об установлении даты подачи заявки на регистрацию знака для товаров и услуг. Именно с этой даты можно ставить возле своей торговой марки предупредительную маркировку “ТМ”. Данная маркировка будет подтверждать прохождение обозначением процедуры экспертизы и уже частично будет охраняться законом. После прохождения регистрации и получения Свидетельства о регистрации знака для товаров и услуг, можно ставить значок “®”, как предупреждение потребителей и конкурентов о регистрации торговой марки.

Кроме того, Государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности” (УКРПАТЕНТ) проверяет наличие тождественных и сходных до степени смешения уже зарегистрированных или поданных на регистрацию торговых марок, и проверяет торговую марку на соответствие другим требованиям ст.5-6 Закона Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг”.

В зависимости от количества определенных классов товаров и услуг, содержания самого знака, его сходства с другими, при отсутствии возражений других заявителей (правообладателей) похожих знаков и т.п., процедура регистрации может длиться примерно 1,5 года. Это стандартная регистрация торговой марки. За ускорение регистрации торговой марки нужно заплатить дополнительно. Тогда ускоренная регистрация торговой марки может длиться 8-9 месяцев.

Получив положительное заключение УКРПАТЕНТа о соответствии обозначения условиям предоставления правовой охраны, товарный знак может быть зарегистрирован. Для этого уплачивается сбор за публикацию сведений и пошлина за выдачу свидетельства, информация отправляется с описанием в УКРПАТЕНТ и в течение 3-х месяцев выдается свидетельство.

В течение 3-х месяцев с даты получения решения о регистрации торговой марки, необходимо оплатить государственную пошлину за публикацию сведений о регистрации торговой марки – по 150 грн за каждый класс и дополнительно за публикацию цветного изображения знака – еще 100 грн.

Также следует уплатить 85 грн государственной пошлины за выдачу непосредственно Свидетельства на знак для товаров и услуг. Оригинал квитанции подается в Укрпатент. Итак, после зачисления сбора за публикацию и пошлины за выдачу свидетельства на знак для товаров и услуг, Укрпатент проведет публикацию и напечатает соответствующее Свидетельство как охранный документ.

Следует помнить, что Свидетельство действует в течение 10 лет с даты подачи заявки и за 6 месяцев до истечения этого срока может быть продлено опять же на 10 лет неограниченное количество раз.

При этом следует оплатить соответствующий сбор за продление срока действия свидетельства на товарный знак, владельцем которого является одно лицо, за один класс, – 3000 грн, и дополнительно за каждый класс свыше одного – еще по 300 грн.

В случае пропуска подачи срока действия Свидетельства у заявителя дополнительно есть 6 месяцев, однако уплата сбора увеличивается на 50% и составит 4500 грн за один класс МКТУ и по 450 грн за каждый последующий.

После подачи заявки на торговую марку в Украине, можно обратиться и относительно ее международной регистрации – почти в любой стране мира в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации торговых марок или Мадридским протоколом о международной регистрации торговых марок.

Международная регистрация

Большинство стран мира ратифицировали Протокол к Мадридскому соглашению, дающий право на стадии подачи заявки в страны происхождения начать Международную регистрацию торговой марки. На сегодня есть 185 стран-членов Всемирной организации интеллектуальной собственности, в любой из которых можно зарегистрировать свой товарный знак, или непосредственно в патентное ведомство страны, в которой хотите получить охрану, или региональной торговой марки, например Европейского Союза, или подачи международной заявки на регистрацию с определением круга стран по Мадридской системе.

Для подачи заявки на международную регистрацию, готовится и подается заявка на основе ранее представленной национальной заявки или регистрации, осуществляется оплата международных сборов.

При этом, если язык зарегистрированной торговой марки – национальный, то следует обратиться к регистрации национальной заявки на иностранном языке, а уже после этого обращаться за международной регистрацией.

Кроме того, целесообразно проверить правильность заполнения наименования заявителя, его адреса. После подачи заявки на международную регистрацию, осуществляется проверка правильности оформления документов (на английском или французском языках) и оплаты пошлин в международных (швейцарских банках).

При отсутствии возражений и замечаний международного бюро, заявителю направляется сертификат о международной регистрации торговой марки с внесением данных в международный реестр.

После этого, международным бюро направляются материалы заявки в патентное ведомство каждой заявленной страны.

Кстати, отказ в одной из стран не означает отказа для других заявленных стран на регистрацию. Патентное ведомство каждой из заявленных стран проводит экспертизу со своими национальными правилами и затем уведомляет заявителя о результатах экспертизы.

Стоимость основного сбора международной регистрации торговой марки в черно-белом варианте составляет 653 швейцарских франка (~ 18,5 тыс. грн), в цветном варианте – 903 швейцарских франка (~ 25,6 тыс. грн), за регистрацию торговой марки более одного класса – следует также дополнительно платить. Стоимость национальной пошлины по обработке международной Заявки в Патентном ведомстве Украины составляет 600 грн.

Проверка на наличие зарегистрированных торговых марок по Мадридской системе, как правило, бесплатная.

Срок действия международной регистрации торговой марки также составляет 10 лет с даты подачи заявки или даты приоритета, с возможностью продления на следующие 10 лет, при условии уплаты соответствующей международной пошлины и подачи соответствующего заявления.

Подтверждением факта регистрации является публикация в Бюллетене на официальном сайте ВОИС о том, что ТМ зарегистрирована в определенных странах.

Наличие свидетельства подтверждает право интеллектуальной собственности ее владельца, поэтому их можно передавать в пользование, продать. Из этого возникает очевидный вопрос стоимости торгового знака. Так, в первую очередь, это можно определить по соглашению сторон.

Впрочем, следует помнить о возможности определения цены знака для товаров и услуг – расходная и рыночная. В первом случае, следует говорить о совокупности всех расходов на создание, правовую охрану и рекламу, возможные затраты на замену на новый знак вместо старого. Такой способ используется в финансовом учете.

Что касается рыночной стоимости знака, то следует отметить о его расчете исходя из популярности, степени его правовой защиты, конкурентоспособности товаров, которые маркируются этим знаком. Именно рыночную стоимость учитывают при переговорах о предоставлении прав на использование знака (лицензии) другим лицам, внесением в уставный фонд общества, как вклад в совместную деятельность и тому подобное.

Когда следует регистрировать торговую марку

Учитывая вышеупомянутое, на вопрос «Когда следует регистрировать торговую марку?» – наш ответ однозначен: регистрируйте торговую марку, как только зарегистрировали бизнес, или приступили к разработке нового продукта, который, по вашим расчетам, будет успешным на рынке.

Также стоит помнить, что торговая марка охраняется только для тех товаров и услуг, для которых она зарегистрирована.

Обратите внимание, что промониторить состояние собственной заявки и пересмотреть уже зарегистрированные торговые марки можно на сайте Украинского института интеллектуальной собственности.

И самое важное. Хотя в целом процедура регистрации торговой марки может показаться несложной, однако имеются значительные подводные камни, поэтому у большинства случаев нельзя обойтись без специальных знаний, умений, навыков, опыта, чтобы сэкономить собственные деньги и время.