20 Июня, 2018 Полезные статьи

Ошибки при выборе моделей

  1. Ограничена ли модель условиями контракта с другими компаниями?

Часто крупные компании нанимают моделей на условия эксклюзивности – это означает запрет появляться в рекламе конкурентов под угрозой крупного штрафа.

На первый взгляд такое условие выглядит как ограничение способности лица вступать в сделки. Однако оправдать такое ограничение можно двумя аргументами: за эксклюзивность вознаграждение гораздо выше, а сам запрет направлен на защиту от недобросовестной конкуренции.

Если у потребителя рекламы лицо модели ассоциируется с определенным производителем или его торговой маркой, то появление этого же человека в рекламе товара малоизвестного конкурента добавит последнему популярности за счет эксплуатации ассоциативной связи у потребителя, созданной за чужой счет.

СОВЕТ: выбирая модель, получите письменную гарантию, что её участие в рекламе конкретного товара и бренда не нарушает обязательств перед третьими лицами, а если позже обнаружится, что эта гарантия нарушена, модель обязуется возместить расходы, связанные с новой фотосессией и заплатить штраф, например, в размере своего гонорара.

  1. Модель как соавтор фотографа: делиться ли авторскими правами?

Соавторство требует выполнения двух условий: (1) предварительное согласие соавторов на создание произведения и (2) творческий вклад в создание оригинального произведения. Поскольку закон не предъявляет требований к форме согласия, между двумя физическими лицами вполне подойдет устная форма.

Как доказать, что соавторы достигли согласия вместе творить?

В пользу его отсутствия может свидетельствовать договор с моделью, в котором прямо сказано, что она должна выполнять все инструкции фотографа: одеться в отобранные одежды, предоставить возможность сделать макияж и прическу, и принимать те позы, которые скажет фотограф. Все это указывает на отсутствие согласия на соавторство между фотографом и моделью.

Второй критерий – творческий вклад модели. Лицо, которое оказало финансовое, организационное, техническое или какое-либо другое участие в процессе создания произведения, но не внесло творческий вклад в новое произведение, не может быть признанно автором.

Модель должна доказать, что внесла именно творческий вклад в создание фотографий: придумала композицию определённого фото, например, путем выбора ракурса съемки с т.з. света, расстановки предметов интерьера или костюма, наконец, она сама придумала какое место занять на фото.

  1. Компенсация убытков за отзыв согласия модели?

Казалось бы очевидно, что если человек позирует – он согласился, что фото с его изображением будут опубликованы. Тем не менее юридическая презумпция согласия действует лишь в одном случае – если модель позирует за плату (ст. 308 Гражданского кодекса Украины).

Не зависимо от того, позировала ли модель за плату или без таковой, она имеет безусловное право отозвать свое согласие на использование фото/видео. Такое действие может повлечь крупные убытки для заказчика фотосессии, потому он заинтересован сделать эту возможность непривлекательной.

СОВЕТ: установить в договоре обязанность выплатить заказчику заранее согласованный размер упущенной выгоды, если модель решит воспользоваться своим правом на отзыв. Также следует описать порядок реализации права на отзыв, чтобы заказчик успел найти замену без угрозы срыва запуска рекламной кампании.

Закон не запрещает устанавливать такое отлагательное условие, которое призвано стимулировать модель не пользоваться правом на отзыв без необходимости.

  1. Получили письменное согласие на использование в рекламе?

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О рекламе», рекламодатель должен получить письменное согласие лица, изображение и/или имя которого используется в рекламе.

Во-первых, важно не путать это согласие с согласием на участие в фото/видеосъемке, о котором мы упоминали пунктом ранее. Во-вторых, нужно учесть, что если модель, соглашаясь на съемку, не знала для рекламы каких товаров и услуг будет использовано ее изображение, это чревато риском нарушения ее личных неимущественных прав.

СОВЕТ: в письменном согласии укажите в рекламе какого бренда, какой компании и каких товаров/услуг появится фото/видео. В противном случае возможен иск о защите чести, достоинства и репутации, поскольку модель, например, открыто выступает против изделий из натурального меха, и никогда бы не дала согласие, если бы ее предупредили, что реклама касается этого товара.

  1. Купить фото – не значит получить согласие модели.

Для удешевления производства рекламы фото покупают в фотостоках. Большинство фотобанков требует от автора загрузить т.н. model release, но никто не гарантирует, что его условия соответствуют требованиям законодательства той страны, в которой вы собираетесь использовать фото с изображением человека.

В Украине такая ситуация может закончиться привлечением к ответственности за нарушение законодательства о рекламе в форме взыскания штрафа и удаления рекламы, а также иском модели об использовании фото без ее согласия. К сожалению, шансы взыскать убытки в порядке регресса с иностранного фотобанка минимальны.

Недавний иск к крупнейшему фотобанку Getty, который обвинили в продаже фотографий, авторские права на которые не принадлежат лицу, загрузившему их на сайт – лишнее подтверждение обоснованных сомнений по поводу законности сделок с фотобанками не только в Украине.

Все перечисленные риски и советы по их уменьшению касаются не только фотографий, но и любого коммерческого использования изображений человека в художественных произведениях: начиная от картин и фильмов и закачивая компьютерными играми.