11 Ноября, 2015 Полезные статьи

Краткий обзор Приказа ГФС №543 06.11.2015: как из «рискового» плательщика НДС не стать «фиктивным»

В конце июля ГФСУ был принят Приказ «Об обеспечении комплексного контроля налоговых рисков по НДС» № 543. Документ интересен тем, что именно в нем даны определения часто слышимых и используемых налоговиками терминов, таких, как «транзитер» и «налоговая яма».

Для плательщиков НДС приказ № 543 является актуальным, поэтому предлагаем кратко ознакомиться с основными его положениями. Тем более, что многие предприятия сейчас сталкиваются с проблемами, касающимися регистрации налоговых накладных, некоторым статус плательщика НДС вообще аннулируется.

Начнем с того, что Приказом установлена персональная ответственность руководителей местных подразделений ГФС, на учете которых находятся плательщики, «осуществляющие рисковые операции», «резко повысившие экономическую активность», «задействованные в схемах уклонения от налогообложения», а также «выгодоформирующие» и «выгодотранспортирующие» субъекты. Никто не захочет нести «персональную ответственность», поэтому можно предположить, что с принятием Приказа №543 местные фискальные органы активизируются в процессе аннулирования НДСного статуса плательщиков, определении сделок никчемными/ничтожными.

В соответствие с приказом, плательщики НДС по характеру поведения и уровню риска разделяются на такие «категории внимания»:

  • Выгодоприобретатель — плательщик НДС, который за счет отображения в данных налоговой отчетности недостоверных данных хозяйственных операций с использованием выгодоформирующих и выгодотранспортирующих субъектов, получает неправомерную налоговую выгоду.
  • Выгодотранспортирующий субъект (транзитер) — плательщик НДС, осуществляющий посредническую деятельность между выгодоприобретателем и налоговой ямой, у которого сумма задекларированных налоговых обязательств равна сумме налогового кредита или разница между суммами обязательства по НДС и кредитом не превышает 0,5% при условии отсутствия реальной хозяйственной деятельности. То есть, формула НДС (к оплате) = Налоговый кредит + отсутствие реальной деятельности, является индикатором при выявлении «транзитеров».
  • Выгодоформирующий субъект (налоговая яма) — плательщик НДС, который не отображает или отображает, но не уплачивает обязательства по НДС при соответствующем декларировании налогового кредита его контрагентом, без реальной хозяйственной деятельности. Таким образом, ключевым фактором при присвоении статуса «ямы» остается «нереальность» деятельности плюс неуплата этой самой ямой обязательств по НДС или их недекларирование.

Налоговый кредит, сформированный с участием транзитеров и/или налоговых ям, Приказ определяет как «рисковые» (с признаками риска).

На первом этапе отработки налоговых рисков по НДС выявляются факты регистрации НН плательщиками, которые формируют рисковый налоговый кредит другим НДСникам. Выявление осуществляется в автоматическом режиме на основе данных ЕРНН. По результатам автоматического отбора «рисковых» плательщиков ежедневно формируется электронный реестр таких плательщиков. И вот те субъекты, которые попали в такой рисковый реестр, могут готовиться к присвоению «станов» и другим неприятностям.

Оперативные подразделения ГФС «отрабатывают» внесенных в электронный реестр субъектов, устанавливают их местонахождение . Абзац 4 п.2.1.2 Приказа гласит, что наработанная оперативниками доказательная база относительно «противоправного создания и деятельности» вносится в реестр «Субъекты фиктивного предпринимательства». Вот так из «рисковых» плательщики НДС могу превратиться в «фиктивных».

Согласно того же пункта Приказа (2.1.2), руководитель территориального органа ГФС в случае установления признаков фиктивности, предусмотренных ст.55 Хозяйственного кодекса Украины, на следующий день принимает решение о расторжении всех действующих договор о признании электронных документов.

Пункт 2.1.3 Приказа требует от налоговиков обращать особое внимание на включение в налоговую отчетность отчетного периода налоговых накладных с периодом выписки, отличным от отчетного периода . Это очень важный момент: ведь с 29.07.2015 года вступил в силу Закон № 643-VII, которым в п.198.6 ст.198 НК Украины был добавлен абзац, в соответствие с которым если плательщик НДС не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму НДС на основании НН, зарегистрированных в ЕРНН, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с дня составления налоговой накладной.

В соответствие с Пунктом 2.1.4, на каждом этапе отработки при наличии оснований подразделениями ГФС совершаются действия относительно соответствия выполнения условий договора о предоставлении отчетности в электронном виде, наличия сообщения госрегистратора об отсутствии плательщика по местонахождению, аннулированию свидетельства плательщика НДС.

На втором этапе отработки на уровне ГФС Украины (начиная со следующего рабочего дня после наступления срока подачи отчетности) формируется перечень субъектов, «которые резко повысили экономическую активность». Этот перечень «спускается» вниз. На местном уровне отрабатывается «доказанная схема уклонения от уплаты налогов», уточняется цепочка с идентификацией товаров и сторон, выгодоприобретателю вручается запрос о предоставлении пояснений и их документального подтверждения.

После этого проводится внеплановая проверка выгодоприобретателя. Причем, приказ содержит требование (п.2.3.3.2), что материалы проверки должны содержать факты нереальности операций, отсутствия факта реального происхождения товаров, невозможностью его движения по цепочке, отсутствия связи операции с хозяйственной деятельностью, дефектности первичных документов.

Думаю, что Вы согласитесь — вопросов к содержанию Приказа № 543 достаточно, но пока мы формируем список вопросов и негодуем, налоговики его выполняют, устанавливают «признаки фиктивности», «отрабатывают доказанные схемы уклонения», расторгают договоры о подаче отчетности в электронном виде, присваивают «стан 9».

Выхода два:

1) обжаловать Приказ ГФС № 543 от 28.07.2015 года в порядке административного судопроизводства;

2) качественно и даже сверхпедантично документировать все операции, движения активов, проверять наличие активов, хозяйственных возможностей (лицензий, персонала, транспорта и т.д.) у контрагентов, и обжаловать действия налоговиков в судебном порядке.

 

Консультации по вопросам, связанным с налогообложением, а также необходимую правовую поддержку Вам готовы оказать юристы и адвокаты Юридической фирмы «Блисс»!