04 Марта, 2015 Новости компании

Проведение проверок контролирующими органами в 2015-2016 годах

Проведение проверок контролирующими органами в 2015-2016 годахСогласно письму ГФС Украины от 28.01.2015 г. № 2463/7 / 99-99-22-02-04-17

Отдельные вопросы ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В 2015 - 2016 ГОДАХ

Государственная фискальная служба Украины в связи с вступлением с 01.01.2015 г. в силу Закона Украины от 28.12.2014 г.. № 71-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее - Закон № 71) поручает довести до сведения подчиненных органов государственной фискальной службы и учесть при проведении контрольно-проверочных мероприятий в отношении субъектов хозяйствования - юридических лиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов такое.

Пунктом 3 Заключительных положений Закона № 71 установлено, что в 2015 и 2016 гг проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке предприятия по его проверки, согласно решению суда или требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Указанное ограничение не распространяется:

с 1 января 2015 - на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и / или производят и / или реализуют подакцизные товары;

с 1 января 2015 - на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещение налога на добавленную стоимость;

с 1 июля 2015 - на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица - предприниматели) групп, кроме тех, кто осуществляет деятельность на рынках, продажа товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных п. 28 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.

Учитывая изложенное, отмечаем, что при анализе вопроса о наличии указанных в п. 3 Заключительных положений Закона № 71 ограничений и определения объема дохода за предыдущий календарный год для субъектов хозяйствования - юридических лиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов целесообразно использовать данные декларации по налога на прибыль за 2014 До наступления предельного срока представления налогоплательщиками деклараций по налогу на прибыль за 2014 возможно использование данных декларации по налогу на прибыль за соответствующие отчетные периоды 2014 (в случае их представления налогоплательщиком в соответствии с п. 57.1 ст. 57 Кодекса) или за предыдущий календарный год, за который подана налоговая декларация, в которой налогоплательщиком определен объем дохода (по 2013). При этом в случае непредставления налогоплательщиком на дату начала проверки (по истечении определенного Кодексом предельного срока для ее представления и если ее представление предусмотрено Кодексом) декларации по налогу на прибыль за 2014 можно считать, что плательщик не сообщил о наличии приведенных выше ограничений о принятии в отношении него контрольно-проверочных мероприятий.

Для определения объема дохода субъектов хозяйствования - юридических лиц, В 2014 гг. Были плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога (с 01.01.2015 г.. Плательщики единого налога IV группы), возможно применение данных расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства, которая подается в контролирующий орган вместе с соответствующей налоговой декларацией по 20 февраля текущего года.

Кроме того, следует учесть, что Законом № 71 дополнена п. 78.2 ст. 78 Кодекса абзацем вторым, согласно которому контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Кодекса, в случае, если вопрос, является предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.

В связи с этим с целью предотвращения случаев ограничения возможности проведения в дальнейшем (при наличии соответствующих оснований, определенных подпунктами 78.1.1 и 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 Кодекса) внеплановых проверок налогоплательщика за тот же отчетный период по другим вопросам, при организации и проведении внеплановых документальных проверок субъектов хозяйствования по соответствующим основаниям целесообразно в документах контролирующего органа (приказах, направлениях на проверку, актах (справках) проверок) обеспечить четкое определение (ограничение круга) вопросов, подлежащих проверке соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в ходе конкретной проверки.

Например, при проведении проверок рисковых налогоплательщиков целесообразно конкретизировать сомнительные (рисковые) хозяйственные операции, периоды их осуществления и контрагентов проведенных взаиморасчетов.

Кроме того, при организации и проведении внеплановых документальных проверок налогоплательщиков за периоды, которые были охвачены документальными проверками, следует проанализировать наличие иных обстоятельств, в соответствии с Кодексом могут быть основанием для проведения внеплановой документальной проверки (например, обстоятельств, предусмотренных пп. 78.1.12 п. 78.1 ст. 78 Кодекса).

Следует также обратить внимание, что Законом № 71 внесены изменения в п. 73.3 ст. 73 Кодекса, в соответствии с которыми ужесточены требования относительно составления письменного запроса налогоплательщику о представлении информации. В частности, такой запрос должен содержать:

1) информацию относительно оснований для направления запроса, определенных этим пунктом, с указанием информации, это подтверждает;

2) перечень запрашиваемой, и перечень документов, которые предлагается предоставить;

3) печать контролирующего органа.

Кроме того, из редакции пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Кодекса об обстоятельствах, при наличии которых может быть проведена внеплановая документальная проверка (в случае, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы), Законом № 71 изъято слово «возможные».

На практике нормы п. 73.3 ст. 73 Кодекса непосредственно связанные с реализацией норм, в частности, пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Кодекса.

Учитывая изложенное, в письменном запросе о предоставлении объяснений и их документального подтверждения, состоящий контролирующим органом на основании норм п. 73.3 ст. 73 и пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Кодекса, кроме наведения этих оснований для направления запроса, перечень запрашиваемой, и перечня документов, которые предлагается предоставить, целесообразно также обязательно указывать:

факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с указанием конкретных норм налогового и другого законодательства, возбуждено;

сведения, которые являются источником информации о конкретных фактов нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса. Такими данными могут быть материалы проверок или встречных сверок других налогоплательщиков, другая налоговая информация, полученная и обработанная контролирующим органом в установленном статьями 72 - 74 Кодекса порядке (например, данные ЕРНН, налоговых деклараций и приложений к ним, другая информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа).

Необходимо отметить, что с целью предотвращения конфликтных ситуаций и судебным спорам с налогоплательщиками, организации и проведению внеплановых документальных проверок по приведенных в пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Кодекса обстоятельств должны предшествовать надлежащий допроверочный анализ и сбор достаточной информации, свидетельствующей о нарушении законодательства плательщиком, а также надлежащее оформление запросов и документов для проверки.

При этом следует учесть, что ограничение права контролирующих органов о проведении проверок не распространяется на проведение встречных сверок в соответствии с п. 73.5 ст. 73 Кодекса, а также документальных проверок, начатых в 1 января 2015