Главные новшества судебной реформы
30 сентября, вступили в силу Закон № 1401-VIII о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) и Закон № 1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей», которые были приняты 2 июня.
Судоустройство
Изменена система судоустройства Украины - теперь она 3-звеньевая. Верховный Суд (переименован с Верховного Суда Украины) стал высшим судом. В его составе действуют:
1. Большая Палата (порядок взаимодействия Большой палаты Верховного Суда и кассационных судов отдельно не определен на законодательном уровне. Предположительно, Большая палата Верховного Суда будет рассматривать дела, поступающие из специализированных судов (антикоррупционного и по праву интеллектуальной собственности).
2. Кассационный административный суд. Создаются отдельные палаты для рассмотрения дел относительно: 1) налогов, сборов и других обязательных платежей; 2) защиты социальных прав (на соц. обеспечение, на жилище; на охрану здоров’я); 3) избирательного процесса и референдума, а также защиты политических прав граждан.
3. Кассационный хозяйственный суд. Обязательно создаются отдельные палаты для рассмотрения дел по: 1) банкротству; 2) защите прав интеллектуальной собственности, а также связанных с антимонопольным и конкурентным законодательством; 3) корпоративных споров, корпоративных прав и ценных бумаг.
4. Кассационный уголовный суд.
5. Кассационный гражданский суд.
Всего в ВС может быть не более 200 судей.
Также вводятся высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел:
- Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
- Высший антикоррупционный суд.
Суды первой инстанции станут окружными. Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе (районах) и городе (городах). Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды. Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.
Апелляционные суды создаются в апелляционных округах. Они действуют как суды апелляционной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, - как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.
Суды согласно Закону объединят в течение 2 лет.
Судьи
Отменен 5-летний «испытательный» срок для судей. Они сразу назначаются бессрочно. Изменяется процедура назначения на должность - судья назначается Президентом по представлению Высшего совета правосудия. Назначение на должность судьи осуществляется по конкурсу, кроме случаев, определенных законом. Иммунитет судьи урезается к функциональному. Изменяется перечень оснований для увольнения - в частности, исключено такое основание как нарушение присяги. Судьи должны будут ежегодно, кроме декларации о доходах подавать декларации о семейных связях и добропорядочности для того, чтобы можно было оценить соответствие законным доходам их образа жизни. Повышается размер вознаграждения судей. Базовый размер должностного оклада судьи составляет:
1) 30 минимальных заработных плат - судьи местного суда;
2) 50 минимальных заработных плат - судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда;
3) 75 минимальных заработных плат - судьи Верховного Суда.
К базовому окладу применяются региональные коэфициенты, также предусмотрены доплаты за выслугу лет, научную степень, допуск к гостайне и за занятие должностей в суде.
Повышается возрастной ценз для судей. Судьей может быть назначен гражданин Украины не моложе 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком. Судьей Верховного Суда может стать не только судья, проработавший 10 лет, но и ученый или адвокат (с 10-летним стажем).
Высший совет правосудия
С 30 сентября 2016 года назначать, переводить, увольнять, давать согласие на арест, содержание под стражей судей будет не президент страны и Верховная рада, а Высший совет правосудия, который создается с нуля.
Статья 131 Конституции Украины, в ее новой редакции, учреждает Высший совет правосудия. Его состав выбирается Съездом судей Украины (10 из числа судей или судей в отставке), назначается Президентов Украины (2), выбирает Верховная Рада Украины (2), Съезд адвокатов Украины (2), Всеукраинская конференция прокуроров (2), съезд представителей высших учебных заведений и научных учреждений (2).
В результате, ни у одного государственного института нет влияния и в состав включены представители от основных организаций специалистов права. Порядок назначения или выборов в Высший совет правосудия регулируется законом.
Среди полномочий Высшего совета правосудия: подача ходатайства о назначении судьи на должность, принятие решений о нарушении судьей или прокурором требований о несовместимости, об увольнении судьи с должности, об временном отстранении судьи от осуществления правосудия, дает согласие на задержание судьи или содержание его под стражей.
Вместе с тем, уже на стадии, когда были приняты основополагающие изменения, можно увидеть проблемы в реализации нововведений. Для полноценного функционирования Высшего совета правосудия необходим отдельный нормативный акт, но когда будет принят соответствующий закон – достоверно неизвестно.
Ограничение неприкосновенности судей
Согласно изменениям, существенно ограничен судейский иммунитет, который будет распространяться только на деятельность в суде. Во всех остальных случаях судья будет приравниваться к обычному гражданину. Кроме того, упрощена процедура привлечения судьи к ответственности, если для этого будут законные основания.
Так, статья 126 Конституции в новой редакции содержит часть о том, что без согласия Высшего совета правосудия судью нельзя задерживать или содержать под стражей или арестом до вынесения обвинительного заключения судом, за исключением случая задержания судьи во время или сразу после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Вместе с тем все без исключения судьи должны пройти тестирование и оценку профессиональных знаний, а также отвечать критериям добропорядочности и судейской этики. Оценивать судей будут общественные активисты, которых отберут в Общественный совет добродетели, однако его выводы носят рекомендационный характер.
Важной нормой, которая предусмотрена в конституционных изменениях является и возможность увольнения судьи в случае, если он не подтвердил легальность происхождения своих доходов и имущества.
Все новые претенденты на судейские должности, согласно закону, должны пройти открытые конкурсные отборы. При этом порядок проведения таких конкурсов еще не разработан.
Вместе с гарантированием судейской независимости судебная реформа принесла и положения, ограничивающие судейскую неприкосновенность.
Адвокатура
Вводится поэтапная монополия адвокатуры. На уровне Конституции закреплено, что только адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения. Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.
Конституцией установлено, что представительство исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном Суде и судах кассационной инстанции (отметим, что новая система не предусматривает кассационных судов вне ВС) осуществляется с 1 января 2017 года; в судах апелляционной инстанции - с 1 января 2018 года ; в судах первой инстанции - с 1 января 2019 года. Представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 года. Представительство в суде в процессах, начатых до 30 сентября 2016 года, осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу, - до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию.
Прокуратура
Урезаны функции прокуратуры. Она теперь осуществляет:
1) поддержание публичного обвинения в суде;
2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом другие вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;
3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом.
Кроме того
Норма Конституции о возможности Украины признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом Международного уголовного суда вступит в силу через 3 года.
Статью 124 Конституции Украины изменили, предоставляя возможность Украине признать юрисдикцию международного уголовного суда на условиях Римского устава международного уголовного суда. Проблема в том, что в текущей формулировке данной статьи это именно «возможность признать», то есть Украина «может» сделать или не сделать это. «Необязательность» в норме нивелирует ценность внесенных изменений, поскольку даже с ее наличием фактическое признание может наступить нескоро.
Вводится институт конституционной жалобы - граждане могут обратиться в Конституционный Суд, который решит вопрос о конституционности закона Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны. Изменения в Конституцию Украины в этой части гласят, что «Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционность) закона Украины по конституционной жалобе лица, которое считает, что примененный в окончательном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства юридической защиты исчерпаны».